В XVIII веке, по приказу испанского короля Карла IV на месте скромного храма Святого Антонио была возведена церковь Сан Антонио дела Флорида – прекрасный утонченный храм разработал итальянский архитектор Фонтана. В 1798 году за роспись храма взялся сам Франциско Гойя – эту работу ему получил сам король Испании, после чего хран стал называться «Пантеон Гойи». Там, где ранее находился дворец, сейчас расположена станция метро, а храм находится неподалеку – «Флорида» обозначает близкое расположение к дворцу.
Франциско Гойя был руководителем Академии изящных искусств Сан-Фернандо. В ней хранится одна из наибольших коллекций его работ. Живописец также декорировал церковь Святого Франциска Великого в Мадриде, часть помещений королевского дворца, мадридский храм Сан-Исидоро. Несмотря на то, что живописец часто работал над интерьерами храмов, современники намекали на достаточно легкомысленное отношение творца к религии.
Пантеон Гойи имеет купол, расписанный великим живописцем всего лишь за 3 месяца, настоящий шедевр. Гойя изобразил монаха францисканца, который воскрешает мертвеца. Монаха окружает изумленная толпа. Картина выглядит удивительно реалистично: Гойя использовал хитрость, изображая толпу. Часть людей, изображенных на фреске, смотрит на монаха, а часть – сверху взирает на прихожан храма через перила. Четкий, удивительный рисунок создает впечатление объема. Как будто в храме есть второй этаж. Людей в толпе живописец не выдумал – в их изображениях можно угадать придворных того времени. Своды храма Гойя украсил прекрасными декоративными композициями – красивыми ангелами. Реалистичные, в то же время яркие краски, придавали свежести и живости изображению на куполе.
В 1905 году Пантеон Гойи получил статус Национального достояния – для того, чтобы сохранить бесценное творение гениального художника. Вскоре часовню перестали использовать по прямому назначению – она превратилась в музей – Пантеон Гойи, куда перенесли прах художника. Для церковной службы построили храм неподалеку – архитектура новой церкви идентична часовне Сан Антонио.
Одна жуткая тайна окутала часовню. Останки Гойи перенесены в часовню полностью за исключением …головы. Одна версия гласит, что голову украли. Согласно другой – голову похоронили со ступней герцогини Альба – музой художника. История о романе герцогини и художника – одна из известнейших историй любви XVIII – ХIX веков. Роман был долгим и страстным: Гойя поклонялся герцогине, писал ее портреты – «Обнаженная маха», «Маха одетая». Эти работы сейчас хранятся в музее Прадо. Махами в Испании называли девушек из провинции, которые вели свободный образ жизни. Это был символ Испании и испанской женщины – они умны, хитры, изворотливы, очень умны. Так творец видел прекрасную герцогиню Альба.
Портреты Альбы художник писал по заказу Мануэля Годоя. Художнику хорошо платили за работу, но он не хотел писать портрет любимой для другого – поэтому на портрете только лицо принадлежит герцогине. Портрет «Одетая маха» быстро заменял обнаженный вариант – это было необходимо во избежание скандала. Если бы портрет обнаженной герцогини увидели посторонние – Мануэль Годоя мог поплатиться головой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий