В Драконовых горах эта река отнюдь не Оранжевая — ни по названию, ни по цвету. Здесь она хрустально-прозрачная, поскольку берет начало из горных источников. Во всем верховье реку зовут Сенку — «Многоводная». Так нарекли ее древние обитатели этих мест — бушмены.
Ниже по течению бушмены именовали ее столь же почтительно: Ну Гариап — «Великая». Оранжевой реку назвал один из исследователей Южной Африки, капитан Джэкоб Гордон, в 1779 году в честь своего покровителя принца Оранского.
Впрочем, для жителей Лесото Драконовых гор тоже нет, хотя они и расположены на территории этой страны, а есть Малути, что на языке сесуту означает «Горы».
Побывать у истоков великой африканской реки в Лесото хочется многим. Но сделать это не так просто — прежде всего из-за сложности пути. Действительно, чтобы добраться до истоков Оранжевой, придется воспользоваться всеми мыслимыми транспортными средствами: самолетом до восточного округа Лесото Мохотлонг, что означает на сесуту «Обиталище лысых ибисов», на джипе по горной дороге вдоль реки, затем, когда дорога кончилась, — два дня на лошадях по ущельям Драконовых гор, в заключение — пешком. Интересно, что в научной литературе, с которой можно ознакомиться перед путешествием, нет ясности, где же истоки Оранжевой. Европейские первооткрыватели — французские миссионеры, прибывшие сюда в 1836 году, обнаружили «один из источников Сенку-Оранжевой» Они также рассказали, что здесь же находится «Гора источников», которая дает начало нескольким рекам. Но на современных картах Лесото источник реки указывается всего один, в то время как «Гора источников» обозначена километрах в 30 севернее. Там действительно начинаются несколько рек, в их числе и Вааль.
После двухдневного путешествия на лошадях вдоль Сенку по перевалам Драконовых гор пред взором путешественника откроется плато, вполне оправдывающее свое название: «Крыша Африки». А за ним — высоченный частокол черных гор — «Зубов Дракона», похожих на стену сказочного замка с башнями и шпилями. Это плато именуют «Обителью Дракона». Место пустынное, зловеще-красивое, застилаемое туманами и тучами.
С этими местами связывают множество древних легенд о страшных чудовищах, живущих здесь в глубоких пещерах и стерегущих сей мрачный «замок». Почва влажная, прямо из-под цветов сочатся родники и ручейки, посередине плато — небольшая пологая гора, вокруг которой извиваются потоки. Как бы то ни было, следуя по берегу Сенку, можно увидеть место, где сливаются несколько ручьев, давая начало реке.
По рассказам, есть в Драконовых горах и «Замок Великанов», и «Шампанский замок», и «Кафедральный пик». А неподалеку от «Замка Великанов», здесь же, к югу от города Мохотлонга, находится и самая высокая гора Южной Африки Табана-Нтленьяна (3482 метра над уровнем моря).
К сожалению, найти «истинный» источник Сенку трудно. Какой из множества ручейков можно считать началом Оранжевой? Увидевшему эту красоту, хочется двинуться вдоль одного такого прозрачного ручья, который ведет прямо к «Зубам Дракона». Но где-то там, по самым «зубам», проходит граница с ЮАР, куда без визы попадать нежелательно. Практически любой проникается безмерным почтением к спокойным лошадям Лесото — удивительно выносливым и опытным скалолазам.
В пещерах здешних гор с давних времен жили бушмены. Они оставили богатейшее художественное наследие: стены многих пещер покрыты стилизованными изображениями людей, животных, птиц, змей, сценками быта, охоты, рыбной ловли. Полные динамики рисунки отлично сохранились — художники знали секреты приготовления ярких и прочных красок, которые, как утверждают специалисты, разбавлялись животным жиром и белком яиц. Они считают, что в Лесото тысячи таких пещер — «художественных галерей», только не все еще открыты.
В середине первого тысячелетия нашей эры сюда, на берега Сенку-Оранжевой, пришли скотоводы из племени басуто, переместившиеся в поисках пастбищ с севера, от берегов Замбези и Лимпопо. Хозяева этих мест — бушмены и пришельцы жили столетиями более или менее мирно, образовав единый народ, пока в начале девятнадцатого века на эти земли не вторглись - полчища «Наполеона Африки» — вождя зулусов Чаки. Нашествие привело к всеобщему разорению и страшному голоду. Люди убивали и поедали друг друга. Туристам показывают пещеры, где происходили оргии каннибалов. Видели берега реки и сражения басуто с новыми пришельцами — англичанами и бурами.
Побывав у холодных и хрустально-чистых истоков Сенку, путешественники затем посещают и те места, где она уже выносит свои вода на просторы южно-африканской провинции Оранжевой. Здесь находится знаменитая крепость-гора, где вождь Марусси основал небольшое государство. Пришедшие в 1879 году англичане решили установить свою власть. Их регулярные войска в течение 8 месяцев штурмовали крепость, но неизменно терпели поражение. Лишь после неизвестно которой по счету массированной атаки удалось взять гору. До сих пор она почитается в Лесото как символ мужества. Кстати, другую гору-крепость Таба-Босиу, находящуюся чуть севернее этих мест, ни зулусам, ни англичанам, ни бурам так и не удалось покорить. Она стала оплотом и центром государства Лесото.
В провинции Оранжевой река уже иная — широкая, полноводная, бурая из-за почвы, уносимой из долин Лесото. Земля этой горной страны состоит в основном из супеси и красной глины.
«Что экспортирует Лесото? Свою землю, причем бесплатно». В этой горькой шутке, которую можно услышал здесь, есть смысл. Оранжевая, как и другие горные потоки, уносит на равнины ЮАР плодородную землю. По некоторым данным, из-за эрозии страна ежегодно лишается 40 миллионов тонн почвы. Лесото отдает равнинам ЮАР и другое свое богатство — воду.
В горах всегда холодно сыро. И даже днем, несмотря на яркое солнце, во время путешествия придется набрасывать теплую куртку: на вершинах ветрено и холодно.
Горы Лесото служат огромными холодильниками и накопителями влаги. Тучи, набегающие на хребты, охлаждаются и оседают дождем и снегом, превращаются в ледники, стекают ручьями и реками. Оранжевая, Вааль и другие крупные реки, спадающие с Драконовых гор, тысячелетиями орошали долины, давая жизнь и людям, и животным.
Почти по всему течению Оранжевой множество порогов и водопадов. А перед вступлением в пустыню Намиб раскинулся знаменитый водопад Ограбис — шестой по величине в мире. Вода здесь обрушивается с высоты 56 метров, а затем скатывается по крутому каменистому склону со стометровой высоты, растекаясь на множество рукавов. Водопад производит такой грохот, что жители здешних мест бушмены назвали его «Место большого шума» — Укуробис. В свое время водопад сбрасывал к подножию даже таких опытных пловцов, как бегемоты. В водопад попадали и люди, причем один счастливчик остался в живых.
Успокаивается Оранжевая лишь в самом конце своего пути, в пустыне Намиб. Там в какой-нибудь сотне метров от берегов уже не растет ни деревца, а жара превышает 40 градусов. Вдоль самой речки — лишь колючие травы, кустар-ники и огромные кактусы, похожие на людей, бегущих от зноя пустыни к реке. Местные жители утверждают, что это их предки бежали сюда от врагов, но боги превратили их в растения,
В устье река вновь демонстрирует свои богатства. Протекая по центральной части Южной Африки, богатой алмазами, она сносила их сюда. В прибрежных дюнах, в песчаном дне устья обнаружили столько алмазов, что было решено начать их промышленную добычу. Здесь возник целый город Ораньенмунд. Экскаваторы долгие годы переворачивают дюны и песок, но дары Оранжевой не иссякают.
Комментариев нет:
Отправить комментарий